Открыть меню

ЗАСТАВА, В РУЖЬЁ! ЧАСТЬ IV

Концепция настольной игры с миниатюрами, посвященной охране Государственной границы СССР

ЧАСТЬ IV

4. Дополнительные наборы, соображения по временной локализации игры, по масштабу миниатюр и по возможному количеству разных фигур пограничников

Если игра будет пользоваться успехом, то уместным окажется вопрос по расширению правил и модельного ряда. На этот счёт есть два предложения.

  1. Дополнительный набор «Секрет». В нём счастливый покупатель обнаружит две фигурки притаившихся пограничников в маскировочном облачении; залёгшего нарушителя-наблюдателя с биноклем или прибором ночного видения и с радиостанцией; замаскированную палатку для диверсантов. Ну и, разумеется, правила для всех этих новшеств.
  2. Дополнительный набор «Пост наблюдения». В нём – сборная модель «малая пограничная вышка»; пограничник в классической позе стоя с биноклем у глаз; большая резиновая лодка для диверсантов, желательно не требующая сборки; диверсант с веслом для лодки; 2 картонных листа, каждый с тремя фрагментами границы, проложенной по широкой реке (контрольно-следовая полоса идёт по краю берега, а дальше – либо часть реки, либо вся река). В приложенных правилах пояснить, что речку вплавь или вброд нарушитель преодолеть не сможет, поэтому нужна резиновая лодка. Гребец остаётся в лодке и только перевозит своих подельников, то есть, лодка должна быть такой, чтобы в ней ещё две фигурки, кроме гребца, поместились. Перевозчик может подождать своих коллег на советском берегу, может вернуться на свой берег и подождать там, а может вернуться, вытащить лодку и уйти (в этом случае миниатюру удаляют из игры). Если же гребец обнаружен пограннарядом, то он вступает с ним в бой – оружием нарушитель-гребец обеспечивается.

Время действия игры и вариант решения проблемы литературного обеспечения.

Варианта, по сути дела, только два:

1. Предвоенная западная граница, 1933 – 1941 гг., времена легендарного Никиты Фёдоровича Карацупы

Плюсы такого выбора:
  • сама книга Карацупы «Записки Следопыта» и может стать наилучшим литературным сопровождением игры. Эту книгу давно не переиздавали, а, кстати, зря, ибо книга написана замечательно;
  • необычная форма предвоенных пограничников: можно рядовых сделать в суконных шлемах-богатырках, а остальных – в фуражках-карацуповках;
  • отливка с польским пограничным столбом будет уместна и исторически оправдана.
Минусы такого выбора:
  • -трудно будет проработать образы и специализации диверсантов, так как в те времена типовой нарушитель – это невзрачный дядечка в сером пальтишке или фуфайке, в сапогах и серой кепке «а-ля-зек». Ну ладно, кого-то можно приодеть во френч и галифе «а-ля-белогвардейский-недобиток», можно кому-то придать сходство с немецким офицером, или сделать барышню в галифе с красивой причёской «а-ля-белая-моль-летучая-мышь» и с декольте. Но всё равно: шестерых красивых диверсантов, вызывающих желание играть именно за них, на 33-41 гг. сделать будет очень сложно;
  • вооружать врагов придётся немецкими МП-40 – и это в лучшем случае, а вот пограничников придётся вооружать винтовками со штыками. Учитывая, что на реальных, а не агитационных фотографиях запечатлены, зачастую, пограничные наряды, несущие службу без примкнутых к винтовкам штыков – появится интересная деталь в правилах по использованию штыков в рукопашной;
  • ефрейторы-связисты на это время будут не очень уместны: если не ошибаюсь, такого количества носимых радиостанций на одной заставе тогда не могло быть.

Купить солдатиков от студии “Воины и Битвы”

2. Турецкая, финская или китайская граница, 1970 – 1991 гг. Карацупа, кстати, в это время ещё служил

Плюсы такого выбора:
  • книжка Карацупы может служить неплохим литературным сопровождением игры и в этом случае;
  • есть несколько писателей, которые издавали повести и рассказы о границе того времени, эти книги, теоретически, можно найти в библиотеке или в продаже в интернет;
  • фигурки пограничников можно выполнить очень красиво – в маскхалатах, с подсумками для магазинов и для гранат, различными модификациями автомата АК-74, скажем, замов начальника заставы сделать с АКСУ, старшину, сержанта и ефрейтора с АКС, а рядовых с АК с деревянными прикладами. «Секрет» можно сделать в маскхалатах с капюшонами, надетыми на фуражку. Офицеров можно одеть в камуфлированное х/б или в рубашку и брюки-ПШ, а начальника – в офицерскую плащ-палатку. Фуражки придётся одеть на всех – береты в те времена были редкостью, пилотки в этот период пограничники не носили, а панамы отпадают, так как в комплекте с ними маскхалаты неуместны, то есть, при использовании панам мы потеряем все признаки внешней идентификации пограничника;
  • фигурки нарушителей можно выполнить, применив самую буйную фантазию: вооружить и обвешать их самым разным оружием, обуть в высокие ботинки или в индейские мокасины, одеть в невероятные куртки с кучей карманчиков, повесить за спину спец-рюкзаки всякие и т. д. При этом предполагается, что когда они успешно преодолеют границу, то достанут из рюкзаков советские штаны и рубашки и переоденутся. Или же сходят, взорвут приграничный секретный институт и вернуться в тот же день назад.

Необходимо будет подчеркнуть специализацию каждого диверсанта, просто в качестве вариантов: (1) мастер-пистальер с двумя пистолетами в руках и с мачете на поясе, (2) мастер-единоборец с коротким автоматом, парой нунчак и самурайским мечом за спиной, (3) девушка мастер-снайпер с винтовкой в руках, метательными ножами на перевязи и финкой для ближнего боя на поясе и, как же без этого, – с декольте массового поражения и женственными бёдрами – на эту роль просится Анджелина Джоли, (4) мастер-минёр с пистолетом и гранатой в руках, с гранатами и минами в снаряжении, а также сапёрной лопаткой в качестве холодного оружия, крепыш такой, да ещё и обеспеченный спец-правилом «поставить растяжку», (5) девушка мастер-связист с пистолетом в руке, радиостанцией в снаряжении и ножом для ближнего боя, тоже с декольте и бёдрами, иначе любители миниатюры нас не поймут – эту роль, пожалуй, можно доверить Кристанне Локен, (6) мастер-громила с солидным автоматом или М-16 в руках, с биноклем и двумя крупными ножами на поясе или на ногах, с гранатами и с очень большим рюкзаком, в котором лежит всё, что не смогли утащить остальные, очень такой здоровый тип – его сыграет Арнольд Шварценеггер, я думаю.

Минусы такого выбора:
  • пограничные столбы для сопредельной стороны придётся делать либо фантастические, либо турецкие, либо финские, либо норвежские. Турецкий и финский имеют такие же горизонтальные полосы, как и советский, отличаются только цвета их окраски, поэтому на отливке трудно будет отличить советский от супротивного – как-то придётся тщательно проработать вид столба, так чтобы гербы было хорошо видно. На китайской границе в те времена с китайской стороны столбов не было.

В общем, как мне кажется, минусы во втором случае смехотворны и легко преодолимы, тогда как в первом варианте временной локализации и плюсов меньше и минусы серьёзные.

Масштаб и стиль миниатюр

Есть три пути, по которым можно пойти при создании миниатюр для игры.

Первый – выпустить сборные фигурки в игровом масштабе 28 мм до уровня глаз, при этом желательно воспользоваться положительным опытом некоторой деформации пропорций человеческого тела и размеров амуниции – то есть, головы, ступни и руки сделать побольше, талии потоньше, плечи пошире, оружие потолще. Фигурки 28 мм хороши тем, что их с благодарностью воспримет игровое сообщество, тем более, что парней в маскхалатах и фуражках можно легко переделать на десантников-афганцев и ещё бог-весть в кого, а диверсанты получатся вообще универсальными – их хоть в космос посылай на защиту Империума.

Второй путь – сделать фигурки и, естественно, все столбы, лодки, вышки и проч. в масштабе 1:48, только сделать фигурки не сборными, а сразу готовыми, ну, разве что, рюкзаки и радиостанции сделать отдельно со штырьками и соответствующими отверстиями на спинах. Этот путь хорош тем, что не надо мучить пропорции человеческого тела, детали проработать легче, а главное тем, что это набирающий популярность исторический масштаб, в котором уже очень много кое-чего имеется. Следовательно, к покупателям этой игры присоединится большой класс любителей современной военной истории. Плюс, для самой игры можно будет делать конверсии техники и персонажей с использованием наборов, выпущенных другими производителями.

Третий путь – сугубо игровой: выпустить плоские фигурки пограничников, нарушителей и, соответственно, вышек, столбов, машин, деревьев, прочих препятствий и укрытий. При таком подходе к делу собак лучше изготавливать вместе со своими инструкторами одной фигурой. Это вызовет некоторые неудобства при формировании заслонов, но, пожалуй, несущественные.

Масштаб плоских фигур может быть и небольшим – 30 мм от пяток до макушки, и довольно-таки крупным – 54-60 мм. Плоские солдатики, изготовленные из качественно полиэтилена или полипропилена, весьма износоустойчивы, их проще хранить, они занимают меньше места на игровом столе. Да, их сложнее покрасить, и краска на полипропилене держится хуже, чем на полистироле, например. Зато плоские фигуры можно выпустить в ярких цветах, придерживаясь строгой цветовой дифференциации, например, миниатюры пограничников тёмно-зелёного пограничного, зелёного защитного и серебристо-серого цветов, а нарушители – синего, тёмно-коричневого и песочного.

Правила игры с плоскими солдатиками могут быть ничуть не проще, чем с объёмными, но если предполагается участие в игре детей, то вне зависимости от типа и масштаба миниатюр – правила придётся сильно упростить, избегая, по возможности, бросания по всякому поводу кубиков, чтобы игра стала динамичнее.

Купить солдатиков от студии “Воины и Битвы”

Вместо заключения

Прежде всего следует пояснить – почему в данной концепции нет такого важного объекта как сигнализационная система. Ведь на сухопутных границах СССР с 1955 года началось возведение инженерно-технических проволочных заграждений с контактной электрической сигнализацией С-100 «Скала», а позднее на смену «Скале» приходят С-175 «Гардина» и КС-185 «ССОИ Гоби-093». Но, во-первых, системами была оборудована далеко не вся сухопутная граница СССР. А во-вторых – в игре по умолчанию предполагается, что если система и есть, то нарушитель сумел её преодолеть, не вызвав «сработки», но оставив явные следы своего прохода через границу. Это делает поиск и задержание нарушителей более увлекательным, поскольку при «сработке» системы на границу немедленно отправляется тревожная группа и заслоны. То есть, в этом случае из сюжетов уходят все действия наряда по обнаружению признаков нарушения Государственной границы, по дальнейшему выслеживанию и преследованию нарушителя. А в упрощённых правилах, когда нарушитель считается задержанным в момент прибытия на границу тревожной группы, у стороны диверсантов практически нет шансов, если время прибытия «тревожки» меньше, чем время достижения «зоны выхода» по прямой от границы. Именно поэтому предлагается такое нереалистическое допущение, что даже при наличии системы – нарушитель проходит её без «сработки». С другой стороны, ничто не мешает желающим самостоятельно дополнить правила условиями успешного преодоления сигнализационной системы.

Изложенная здесь концепция игры по сюжетам охраны Государственной границы СССР является далеко не единственной в своём роде. Незадолго до начала Великой Отечественной войны, наверное, в середине 1930-х годов ленинградским издательством «КОИЗ» была выпущена игра А.В. Татаринова «Граница на замке», небольшим тиражом – всего 10 000 экземпляров. Оформил игру художник В.И. Курдов. Единственная известная широкой общественности уцелевшая коробка с этой игрой принадлежит коллекционеру из Санкт-Петербурга Павлу Ладифяну. Павел опубликовал в интернет великолепные фотографии коробки и всех составных частей этой замечательной игры. В игровом процессе участвуют десять керамических фигур, есть поле – карта-панорама, изображающая приграничную местность, а для нарушителей границы предусмотрены 12 маршрутных карточек.

То есть, каждая группа нарушителей движется по одному из двенадцати маршрутов, а по какому конкретно – игрок, действующий за пограничников, не знает. Но, при этом, на все маршруты для нарушителей наложены определённые ограничения. На стороне пограничников – четыре пограннаряда, группа пионеров, охотник и пограничный катер, на стороне нарушителей – две группы диверсантов и лодка. Важной особенностью игры является то, что в ней участвует простые люди – пионеры и охотник помогают пограничникам, а одна из двух групп диверсантов – это местные жители, старик и старуха.

Таким образом, предлагаемая здесь концепция пограничной игры кардинально отличается от разработанной А.В. Татариновым. Но игру Татаринова при желании несложно трансформировать для сюжетов 1975-91 гг. и отыгрывать их с помощью миниатюр, подобных подробно описанным выше.

Непременно следует упомянуть и знаменитый набор «Пограничники», выпускавшийся с середины 1960-х и почти до самого трагического крушения СССР Филиалом «Дидактическая игрушка» Производственного объединения «Ленинградская Игрушка». К «Пограничникам» не прилагались никакие правила или сюжеты, но исходя из общих знаний об охране границы с этими солдатиками можно отлично отыграть противостояние пограничников и нарушителей Госграницы СССР. В набор от ФДИ «Ленигрушки» входили конные фигуры, отлично подходящие для дозора, пограничник с собакой, которого можно было включить в тревожную группу, направить в секрет или в засаду, бегущие пограничники автоматически попадали в «тревожку», а часовые годились для заслона. На роли нарушителей приходилось назначать либо других солдатиков из наборов «Ленигрушки», либо всевозможные фигурки людей, служивших фишками в советских настольных играх. Помнится, в роли нарушителя Госграницы был совершенно бесподобен плоский Буратино из игры «Золотой Ключик».

Да, конечно, игра в охрану границы не столь динамична, как большинство настольных военных игр. Но оригинальная тактика и стратегия пограничных войск КГБ СССР даёт уникальные сюжеты, способные развить и обогатить как воображение ребёнка, так и опыт взрослого человека.

Конец

Ярослав Зацаринный,

г. Ростов-на-Дону, 2010-19 гг.

Фото Григорий Бибик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено