Открыть меню

ЗАСТАВА, В РУЖЬЁ! ЧАСТЬ III

Концепция настольной игры с миниатюрами, посвященной охране Государственной границы СССР

ЧАСТЬ III

3. Третий комплект – большая игра: Поднимается вся застава.

В большом комплекте уже столько пограничников, что хватает на дозор, тревожную группу и один неплохой заслон. Итак, предлагается следующая комплектность:

  • три пограничника пограннаряда дозор: сержант, инструктор служебного собаководства – старший пограннаряда, пограничник-наблюдатель с биноклем и сигнальным пистолетом, а также ефрейтор-связист – в качестве младших пограннаряда;
  • пять пограничников, составляющих тревожную группу: офицер в должности Начальника заставы, сержант-инструктор служебного собаководства, ефрейтор-связист и двое рядовых;
  • две пограничные собаки, одна из которых входит в тревожную группу, а другая – в пограннаряд;
  • девять пограничников, составляющих заслон: офицер в должности заместителя начальника заставы (зампобой или замполит), старшина и семь рядовых;
  • три диверсанта с различными специализациями, причём все три фигурки такие, которых не могло быть в малом и среднем наборах;
  • шесть пограничных столбов: 3 столба СССР и 3 столба сопредельной страны;
  • девять жетонов «следы»;
  • лист толстого плотного картона (третьего вида из трёх) на котором напечатаны и вырублены три фрагмента Госграницы СССР, из которых, в свою очередь, собирается участок границы, находящийся под охраной пограннаряда,
  • боевые листы на собак, пограничников и диверсантов;
  • две картонные линейки или рулетки для отмеривания шагов;
  • два кубика Д6;
  • полные правила, первая редакция;
  • рекомендации по покраске с обязательной информацией о том – как красить пограничные столбы.
  • восемь моделей деревьев или какие-нибудь другие маркеры, для обозначения препятствий и «Зоны Выхода», по достижении которой нарушитель считается скрывшимся от преследователей, а игрок, который им управлял, объявляется победителем.

В первой редакции полных правил игры должна содержаться развёрнутая информация о том, какую суперреалистичную и гиперинтересную игру получит игрок, если купит все три набора: малый, средний и большой. Но об этом чуть позже – прежде обсудим ту игру, которая, собственно, содержится в большой коробке и только в ней.

Игра при помощи большого набора кардинально отличается от предыдущей наличием «заслона» и большей вариативностью деятельности диверсантов. Возможно, при таком количестве пограничников можно было бы и снять ограничение на количество самостоятельно действующих диверсантов – то есть, разрешить всем троим нарушителям отправляться через границу в том порядке, в котором пожелают управляющие ими игроки. Хоть одной группой, хоть группой и одиночкой, хоть тремя одиночками, причём хоть все сразу в разных местах, хоть все вместе в одном, хоть по очереди. Можно, пожалуй, увеличить и время пребывания на своей территории до пересечения границы.

Как действует пограничный наряд заслон

В базовой версии заслона – в его составе нет связиста. Это не очень реалистично, но бывало и так, насколько мне известно. Зато в заслоне кроме весьма сильного бойца – офицера – есть ещё один просто сильный боец – старшина. Старшина должен иметь боевые характеристики, близкие к боевым характеристикам диверсантов. Вместе с тем, у старшины имеется АКС-74, пистолет и штык-нож, а также офицерская сумка-планшет, фляжка и ракетница, он здоровый, вообще-то, мужик – старшина, его бы и слепить таким Малюткой-Джоном в зелёной фуражке.

Итак, заслон действует без связи, то есть – по заранее установленному плану. Место применения заранее установленного плана либо оговаривается в начале игры – записывается в блокнот так, чтобы о нём не знали те, кто руководит нарушителями, либо определяется при помощи Д6 – то есть, при помощи кубика выясняется: на каком отрезке «Зоны Выхода» высаживается заслон. После высадки солдаты заслона строятся в шеренгу и шагом двигаются по кратчайшему направлению к Государственной границе. Когда пограничник натыкается на препятствие, игрок, управляющий заслоном, самостоятельно принимает решение – каким образом данный пограничник будет оное препятствие обходить. Заслон строится таким образом, что на одном фланге шеренги стоит офицер – заместитель начальника заставы, а на другом – старшина.

Заслон двигается шагом, периодически останавливаясь и производя «тщательный осмотр». При этом, кубики кидаются одновременно для всех тех солдат, которые не нарушили строй, и отдельно для тех, кто отстал или обогнал общее движение, обходя препятствия. Зона общего внимания – это объединение зон внимания всех солдат, оставшихся в шеренге. Естественно, что из-за отставших или из-за больших разрывов в строю могут появиться «мёртвые зоны», в которых никто из пограничников не может в принципе увидеть диверсанта.

Если рядовой пограничник из заслона отстанет от других на два и более шага из-за того, что обходил препятствие, и при этом он окажется рядом с диверсантом, который «затаился» и остался незамеченным, то диверсант может попытаться «тихо убрать» отставшего бойца. Для этого затаившийся диверсант объявляет рукопашную атаку на отставшего пограничника, при этом нарушитель первым наносит удар и делает это либо холодным оружием или бесшумным огнестрельным (пистолет с глушителем, игольный пистолет, компактный автомат с глушителем). Если первый удар оказался для пограничника смертельным, то для диверсанта бросаются кубики на «успел крикнуть солдат или не успел». Тест этот не должен быть очень уж трудно проходимым, но и лёгким его тоже делать не следует. Напомню, что если нарушитель нападает из режима «затаился», то такое нападение считается внезапным. При этом ефрейтор или рядовой пограничник могут рассчитывать уцелеть только при удачном броске Д6, то есть, если диверсант «промахнётся» или «легко ранит» пограничника. Сержант, старшина и офицер-заместитель начальника заставы при внезапном нападении успевают поставить блок, но ответного удара не наносят. И только Начальник заставы – а в его роли, напомню, у нас Дольф Лундгрен – успевает во время внезапной атаки и блок поставить, и ответный удар нанести. «Тихо убрать» офицера – невозможно, считается, что в любом случае офицер успеет поднять тревогу.

Между тем, считается, что старшина каждые два хода проводит перекличку личного состава в заслоне. Следовательно, на второй ход после того, как отставшего бойца «убрали», выясняется, что с одним из солдат что-то случилось, в результате каждый пограничник в заслоне совершает поворот кругом и заслон двигается обратно, пытаясь обнаружить нарушителя. Если затаившемуся нарушителю удаётся «тихо убрать» старшину, но офицер остаётся в живых, то «перекличка» проходит через два хода на третий, а потом – в обычном режиме. Отмечу, что перекличка сугубо виртуальная – и кубики при этом никакие не кидаются, и движение не замедляется, и строй не выравнивается. Отстающий может нагнать строй в режиме «бег», но при этом для него не кидается кубик на «заметил – не заметил» и такой солдат не проводит «тщательный осмотр». То есть, догоняющий заслон солдат может переступить через затаившегося нарушителя и «заметит» его только в том случае, если сам диверсант решит напасть на пограничника. Это не относится к пограничникам тревожной группы и наряда – ну, в конце-то концов, у них же собаки есть, ну и они в боевом состоянии находятся, не то что, не до конца проснувшиеся вояки из заслона.

Все три набора на одном столе

А что же, всё-таки, произойдёт, если мы купим малый набор, средний набор и большой набор? Тогда у нас соберётся практически полноценная пограничная застава – с тремя офицерами (Начальник и два его зама), старшиной, пятью сержантами (три старших пограннаряда, а также инструктор и вожатый службы собак из тревожных групп), пятью ефрейторами (три младших пограннаряда и двое связистов из тревожных групп) и четырнадцатью рядовыми (трое из дозоров, четверо из тревожных групп, семеро – из заслона) – всего 28 пограничников. Нарушителей у нас будет шесть и все они должны оказаться разными.

Что делать с таким количеством пограничников? Оставляем два наряда теми же дозорами, которыми они и были задуманы, в каждом по три человека: сержант, старший наряда, и двое младших наряда – наблюдатель и ефрейтор-связист. Тревожную группу оставляем в единственном числе и в прежнем виде – из пяти человек: Начальник заставы, сержант-инструктор служебного собаководства, ефрейтор-связист и двое рядовых. Из оставшихся людей формируем два заслона – в одном девять, а в другом восемь человек. Первый заслон: заместитель начальника заставы, старшина, сержант, ефрейтор-связист и пятеро рядовых. Второй заслон: заместитель начальника заставы, сержант, ефрейтор-связист и пятеро рядовых.

Купить солдатиков от студии “Воины и Битвы”

Собаки остаются только у нарядов и у тревожной группы – всего три. То есть, у нас, всего-навсего, остаётся две как бы лишние фигурки собак. Заслонам придавать собак не стоит, да и вряд ли на такой маленькой заставе содержаться аж пять служебных собак.

Действия заслонов, обеспеченных ефрейторами-связистами отличаются от действий заслона из большого набора тем, что в каждом заслоне знают – где происходит погоня за обнаруженными нарушителями. Кроме того, игрок, руководящий пограничниками, получает возможность либо позвать заслон на помощь в задержании группы нарушителей, либо направить заслон на наиболее неприкрытый участок границы. Степень незащищённости того или иного участка границы игрок обязан определять исходя только из количества пограничников, которые могут наблюдать за этим участком, а, следовательно, «насторожится» во время «тщательного осмотра» или просто «заметить» приблизившегося нарушителя. Даже если тревожная группа, оба наряда и первый заслон столпились именно там, где «затаились» все уцелевшие нарушители, но из-за редкостной вредности кубиков Д6 никак не могут их заметить. Даже в этом случае игрок-пограничник обязан отправить второй заслон на прикрытие пустого, но оставшегося без присмотра участка.

Об участке границы. Если мы объединяем три разновеликих комплекта, у нас получается девять разных компонентов для сборки участка Государственной границы. Это многовато для двух нарядов. Предлагается рекомендовать игрокам собрать участок из семи фрагментов, а не из шести, как предлагалось при объединении малого и среднего комплектов. Таким образом, общий охраняемый участок границы станет больше, но вряд ли окажется слишком большим для двух нарядов. То есть, у нас появляются два как бы лишних фрагмента участка границы. Однако же, с их помощью можно от игры к игре разнообразить большой участок.

Пограничные столбы. При объединении трёх разновеликих комплектов у нас появляется шесть столбов СССР и шесть столбов сопредельной страны.

Если наш участок состоит из семи фрагментов, то, по-хорошему, для обозначения границы хватит и пяти столбов СССР. Соответственно, напротив каждого советского столба мы должны поставить пять столбов сопредельной стороны. Думаю, хоть и не совпадает количество иностранных столбов с количеством диверсантов, но сами нарушители от этого не пострадают. Игроки-диверсанты в расширенной версии игры должны получить полную свободу действий: отправлять своих диверсантов от любых столбов, в любых группах. Более того: нарушители, отправившиеся от разных столбов, могут собраться в группу позднее. Таким образом, получается, что при объединении трёх разных комплектов игры остаются лишними два пограничных столба.

Преимущество группы перед одиночкой можно ввести такое: если диверсанты в группе, значит то, что видит один – видят все, если между диверсантами не более трёх-четырёх шагов. Если рядом, даже на расстоянии два шага диверсанты-одиночки, считается, что они друг друга не видят и не обмениваются сообщениями. Чтобы между одиночками стал возможен обмен сообщениями, необходимо, чтобы оба нарушителя успешно прошли тест на «заметили – не заметили».

Отметим, что жетоны «следы» из всех комплектов окажутся востребованными, так как их количество соответствует численности диверсантов. Разумеется, если границу переходит группа, достаточно одного жетона «следы» на всех, но мы должны оставить игроку-нарушителю возможность переправить всех своих подопечных через границу по очереди и по три раза. При этом, однако, считается, что пограничники правильно определили по следам – сколько человек пересекло в данном месте Государственную границу.

Конечно же, найдётся применение всем деревьям/скалам/маркерам препятствий. Более того, если играть будут три против троих, то и линейки/рулетки окажутся востребованными, а уж лишних кубиков Д6, как мне кажется, просто не бывает в принципе.

Другими словами, совершенно понятно, что при покупке всех трёх разновеликих комплектов игры наш потребитель получит две как бы лишние фигурки собак, два как бы лишних различных пограничных столба и два очень условно лишних картонных фрагмента границы. Думаю, такие «излишества» только порадуют коллекционера, а уже никак не огорчат. Более того, только скупив все три комплекта, коллекционер сможет собрать все фигурки нарушителей.

Конец части III

Ярослав Зацаринный,

г. Ростов-на-Дону, 2010-19 гг.

Фото Григорий Бибик

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено