Открыть меню

ЗАСТАВА, В РУЖЬЁ! ЧАСТЬ I

Концепция настольной игры с миниатюрами, посвященной охране Государственной границы СССР

Общие замечания

В игре предлагается отыгрывать противостояние пограничной заставы и нарушителей границы – высококвалифицированных диверсантов противника. Начальный уровень игры строится как противостояние одного пограничного наряда и одного нарушителя. Следующий уровень – противостояние группы диверсантов из 2-3 человек и одного пограннаряда, к которому на выручку приходит тревожная группа, поднятая по команде «В ружьё!». А третий уровень – противостояние двух-трёх групп диверсантов по 2-3 человека двум пограннарядам, и прибывшим на границу по команде «В ружьё!» тревожной группе и заслонам.

Интерес и многовариантность игре должны придать различные тактики пересечения границы диверсантами, различные тактики поведения пограничного наряда на границе до и после появления нарушителя, а также тактические действия тревожной группы и заслонов. В расширенной версии игры разные игроки смогут управлять каждый своей группой диверсантов, пограничными заслонами, тревожной группой и пограничными нарядами. Тем не менее, вполне возможно играть в эту игру и вдвоём.

Предлагается не создавать для проекта полноценного игрового поля, но сделать набор фрагментов приграничной территории так, чтобы из этих фрагментов можно было собрать протяжённый участок Государственной границы. Эти наборы миниучастков имеет смысл сделать на плотном картоне в виде полиграфического изображения контрольно-следовой полосы, рядом с которой проходит тропа для пограннаряда, а с другой стороны – фрагмент местности сопредельной территории, скажем, с нешироким ручьём.

Пограничный столб сопредельной страны можно сделать вполне конкретным – турецким, финским или норвежским, так как эти страны не выдавали нарушителей границы обратно властям СССР и служили трамплином для заброски разведчиков на территорию СССР. Можно сделать и польский столб, он просто сильно отличается от Советского по размещению полос. Можно сделать и некий абстрактный «вражеский» погранстолб, позаимствовав размещение полос по столбу из польского варианта, а верхушку с местом для герба – из норвежского.

1. Первый комплект – первая игра: «Трое, не считая собаки, против Диверсанта»

В начальный комплект, который представляет элементарную версию игры, предлагается включить:

  • трёх пограничников пограннаряда дозор: сержанта, инструктора служебного собаководства – старшего пограннаряда, пограничника-наблюдателя с биноклем и сигнальным пистолетом, а также ефрейтора-связиста – в качестве младших пограннаряда;
  • одну пограничную собаку;
  • одного диверсанта;
  • два пограничных столба: столб СССР и столб сопредельной страны;
  • лист толстого плотного картона (первого вида из трёх) на котором напечатаны и вырублены три фрагмента Госграницы, из которых, в свою очередь, собирается участок границы, находящийся под охраной пограннаряда;
  • боевые листы на собаку, пограничников и диверсанта;
  • картонные маркеры «следы» 3 шт.;
  • две картонные линейки или рулетки для отмеривания шагов;
  • два кубика Д6;
  • базовые правила;
  • рекомендации по покраске с обязательной информацией о том – как красить пограничные столбы;
  • четыре модели деревьев, другого природного объекта или какие-нибудь иные маркеры, которыми на игровом пространстве можно будет обозначить препятствия и «Зону Выхода», по достижении которой нарушитель считается скрывшимся от преследователей, а игрок, который им управлял, объявляется победителем.

Начало игры

Купить солдатиков от студии «Воины и Битвы»

Из картонных фрагментов составляется участок границы, на одном конце участка на тропу выставляются пограничники с собакой. Пограничный столб СССР выставляется при помощи броска кубика, возможных мест его нахождения – три: вначале тропы, в конце тропы и посередине тропы. Столб ставится так, чтобы тропа оставалась свободной.

Напротив столба СССР в «Зоне Входа», где начинает движение диверсант, устанавливается пограничный столб сопредельной страны. От этого столба нарушитель и начинает движение к границе. Методику расчета расстояния, на котором столб сопредельной страны должен находиться от границы, предстоит отдельно разработать, чтобы не сделать игру либо непроходимо-сложной, либо элементарно-проходимой для стороны диверсанта.

Двумя деревьями или другими маркерами обозначается «Зона Выхода» – линия, которую диверсант должен пересечь, чтобы успешно завершить игру. Расстояние от этой линии до границы тоже надо серьёзно рассчитывать. Честно говоря, я не владею необходимыми знаниями по созданию игрового процесса, исходя из которых, можно провести подобные выкладки. Остальные препятствия распределяются по приграничной зоне СССР при помощи бросков кубика Д6 или по взаимному согласию игроков.

С началом игры пограничный наряд (собака, за ней старший наряда, за ним – младшие наряда) начинает движение вдоль границы от своего края участка – к противоположному, а нарушитель начинает движение к границе.

Возможности персонажей игры

Маршрут движения нарушителя игрок определяет самостоятельно. Но вводится важное ограничение по времени, например, если диверсант не пересечёт границу в течении того количества ходов, которое необходимо пограннаряду, чтобы шагом дойти до другого конца тропы и вернуться обратно, то сторона диверсанта объявляется проигравшей. При расширении комплектов в соответствующих расширенных версиях правил могут вводиться другие временные рамки для технического проигрыша стороны диверсантов. При техническом проигрыше стороне диверсантов записывается поражение, а стороне пограничников не записывается ничего, так как нарушителя они не ловили.

Движение наряда можно для начала сделать сугубо поступательным – то есть, в течение каждого хода наряд проходит одно и то же расстояние сначала к одному концу тропы, а потом обратно. Можно – и желательно – сделать движение более сложным: два хода наряд двигается вперёд, а на третий ход – назад, как бы перепроверяя пройденный путь. Или на третий ход наряд вообще не двигается, но проводит «тщательный осмотр» местности. Можно ещё более усложнить игру: каждый ход до обнаружения нарушителя бросать для пограничников кубики и исходя из выпавших значений либо продолжать движение вперед, либо возвращаться назад, либо пропускать движение, но вместо него «тщательно осматриваться».

Если наряд совершает «тщательный осмотр», и если при этом нарушитель находится от наряда в радиусе N-шагов (N – надо тоже рассчитать, но это достаточно большое расстояние), то считается, что «наряд насторожился». В режиме «наряд насторожился» необходимо бросить кубики на «заметили – не заметили»: при выпадении определённого значения нарушитель считается обнаруженным, и игра вступает в активную фазу.

Если нарушитель оказывается от наряда на расстоянии X-шагов и менее (X тоже надо рассчитывать, понятно только, что X существенно меньше N), то для пограничников – не важно, «насторожились» они или нет – обязательно бросаются кубики на «заметили – не заметили».

Купить солдатиков от студии «Воины и Битвы»

Если нарушителю удаётся незамеченным пересечь границу, у наряда ещё остаётся шанс его задержать. Место, где нарушитель пересёк контрольно-следовую полосу, отмечается маркером «следы». Три маркера нужны для того, чтобы у нарушителя была возможность запутать пограничников, пересекая границу «туда», затем «обратно» и опять «туда». Ограничение по времени на пересечение границы для диверсанта обновляется каждый раз, когда он пересекает границу. Итак, как только наряд приближается к ближайшему по ходу его следования месту, где нарушитель пересёк границу, – для пограничников бросаются кубики: заметили они или нет оные следы?

Если наряд не заметил следы диверсанта, то пограничники продолжают движение в обычном режиме дозора. Надо, однако, тест на «замечание следов» сделать относительно легко проходимым. Но он нужен, так как некоторые индивидуумы даже на контрольно-следовой полосе могут умудриться следы не заметить.

Если наряд заметил следы диверсанта, то пограничники начинают попытки связаться с заставой и доложить о нарушении границы. Одновременно с этим, игрок должен принять решение: либо преследовать нарушителя в том направлении, в котором он движется от границы (перейти в режим «бег» и, соответственно, за ход преодолевать большее расстояние), либо двигаться дальше вдоль границы дозором, либо оставаться на месте и «тщательно осматриваться». Если следы ведут за границу – наряд без вариантов «тщательно осматривается» один или два хода (ну или три хода). Если при «тщательном осмотре» обнаружить нарушителя не удаётся – наряд продолжает движение в режиме, выбранном игроком-пограничником.

При этом с момента обнаружения нарушителя или следов нарушителя, кидаются кубики на «успешную связь с заставой». Тест на «связь с заставой» не должен быть очень сложным, – радиостанция у наряда, всё-таки, есть, и она должна работать – но тест должен иметь место, так как связь редко бывает хорошей. Если хотя бы один из пограничников (но не собака!) находится рядом с погранстолбом СССР (то есть, их подставки соприкасаются, или расстояние между столбом и солдатом меньше шага), то связь с заставой устанавливается немедленно и без теста, так как предполагается, что столб оборудован телефонным гнездом проводной связи с заставой.

Как только пограничникам удаётся связаться с заставой, оттуда выезжает тревожная группа. В начальной версии игры – это виртуальная боевая единица, которая на поле никак не отражается. Тревожной группе требуется некоторое небольшое количество ходов Y, чтобы прибыть на участок. Если диверсант не успевает до прибытия тревожной группы добраться до «Зоны выхода», то его автоматически «задерживают» в момент прибытия группы. В этом случае пограничники объявляются победителями, а диверсанты – проигравшими. Это происходит даже в том случае, если диверсант вступил в бой с нарядом и уничтожил всех солдат и собаку. Если прибытие тревожной группы застаёт нарушителя на территории сопредельного государства, то миссия диверсанта считается проваленной, однако выигрыш пограничникам не засчитывается.

Перестрелки и рукопашные

Купить солдатиков от студии «Воины и Битвы»

Бой начинается тогда, когда нарушитель обнаружен на территории СССР: пограничники открывают по нему огонь, после предупредительного крика «Стой, кто идёт?» и выстрела вверх. Это отыгрывается путём уменьшения количества выстрелов, которые наряд в принципе может сделать за ход. Допустим, наряд за обычный ход делает шесть выстрелов (три коротких очереди по два патрона) За счёт окрика и предупредительного выстрела в воздух, на поражение стреляет только двое солдат, то есть, всего остаётся четыре выстрела. В следующие ходы (если диверсант не останавливается и не сдаётся, конечно же) каждый солдат делает по два выстрела – по одной короткой очереди каждый.

Если пограничники или собака оказываются на расстоянии Z шагов (допустим, от 2 до 0) от нарушителя на территории СССР, между ними начинается «рукопашная» схватка, в начале которой диверсант может успеть выстрелить из пистолета (если у него в каждой руке по пистолету, то диверсант стреляет дважды). Успевает нарушитель открыть огонь или нет – определяется тестом на «успел – не успел», ну а потом, естественно, следует тест «попал – не попал». Если у нарушителя два пистолета, то первый ход после стрельбы драться он может только голыми руками. К следующему ходу он успевает убрать пистолеты и извлечь холодное оружие, которое у него есть с собой (оговорено в боевом листе диверсанта). Что держит в руках наш диверсант – оговаривается заранее. Или ещё проще: что отлито в руках у фигурки, то и есть на момент начала рукопашной у нарушителя. Желательно, конечно, чтобы то оружие, которое диверсант может вынуть для рукопашной схватки, тоже как-то было обозначено на фигурке.

Правила перестрелок и рукопашных и так превосходно разработаны в различных играх, остаётся только адаптировать их для данной игры.

Преследование. Будем считать, что пограничники бегают быстрее нарушителя, так как тот несёт на себе дополнительный груз. То есть, в режиме бега за ход нарушитель проходит меньшее расстояние, чем наряд. Эти величины необходимо рассчитать и указать в правилах, конечно же. Кроме того, если нарушитель или его следы оказались в поле зрения наряда (были «замечены»), считается, что собака «взяла след» и поэтому наряд неотступно следует за нарушителем и постепенно его настигает.

В арсенале диверсанта должен быть приём «затаиться». Если игрок-диверсант принимает решение «затаится», то он остаётся на месте в течение хода. А пограничный наряд, при этом, «теряет из виду» затаившегося нарушителя, замедляет своё движение (переходит с «бега» на «шаг») и каждый ход проходит тест на «заметили – не заметили», до тех пор, пока не пройдёт этот тест успешно. Если тест проходится успешно, но самого нарушителя в радиусе X-шагов давно нет, то это означает, что собака опять «взяла след» и преследование возобновляется в режиме «бег». Если наряд всё-таки нагоняет по следам нарушителя, который всё время погони оставался «затаившимся», то, добравшись до «затаившегося» нарушителя, наряд вновь теряет его след и приступает к тестам на «заметили – не заметили». В ситуации, когда диверсант «затаился», а тест на «заметили – не заметили» пограничники проваливают – рукопашный бой может начаться только по инициативе диверсанта, даже если между нарядом и нарушителем менее «шага». Если нарушитель нападает из режима «затаился», то такое нападение считается внезапным. При этом ефрейтор или рядовой пограничник могут рассчитывать уцелеть только при удачном броске Д6, то есть, если диверсант «промахнётся» или «ранит» пограничника. Сержант, старшина и офицер – заместитель начальника заставы – при внезапном нападении успевают поставить блок, но ответного удара не наносят. И только начальник заставы – а в его роли, конечно же, снимается Дольф Лундгрен – успевает во время внезапной атаки и блок поставить, и ответный удар нанести. В результате может выйти и так, что начальник заставы и диверсант убьют друг друга. Сколько времени диверсант просидит в режиме «затаился» – решает игрок, который руководит этим диверсантом. В простейшей версии игры «затаившийся» диверсант всё равно автоматически считается задержанным, когда «прибывает» тревожная группа.

Нет смыла затягивать игру и вводить некие количества «хит-пойнтов» для разного типа солдат, офицеров и диверсантов, а также «спасброски» и прочие поправки на ветер. Достаточно определять броском кубиков результат выстрела или удара «мимо» или «удар заблокирован», или «попал», а потом кубиками определяется результат первого попадания: «ранил» или «убил». Раненый теряет возможность передвигаться и сражаться в рукопашной, но может «затаится», «тщательно осматриваться» или стрелять. Второе попадание в «раненого» считается «смертельным» безо всяких тестов. «Раненый» в рукопашной «отбрасывается» на шаг и может открыть огонь в следующий ход.

У диверсанта есть возможность открыть огонь по пограннаряду из-за границы, если между нарушителем и нарядом некое определённое – необходимое для стрельбы – расстояние, например, те же X шагов, которые нужны, чтобы наряд получил возможность «заметить» нарушителя. До открытия огня по наряду считается, что нарушитель всё время видит наряд (они же фонарями светят на контрольно-следовую полосу!). Если нарушитель открыл стрельбу с сопредельной территории, то пограничники, уцелевшие после этого, применяют приём «затаится» (собака тоже), и нарушитель перестаёт их «видеть», а, значит, теряет возможность открывать прицельный огонь. В других случаях приём «затаится» доступен только тем пограничникам, которые несут службу в таком наряде как «секрет». Но правилами ближайших версий этот вид пограннаряда не предусмотрен. Тем временем, считается, что стрельба на границе слышна на заставе, что пограничники успели дать сигнал ракетой, то есть – связь с заставой устанавливается без теста, а, следовательно, тревожная группа поднимается «В ружьё!» и отправляется на границу. А, значит, у диверсанта остаётся всего Y ходов, чтобы добраться до «Зоны выхода». Пограничный наряд обязан «не поддаваться на провокации» и поэтому ни в коем случае не стреляет по нарушителю через границу и не преследует его на территории сопредельной страны. Но теперь наряд «видит» диверсанта и может двигаться за ним вдоль границы. Если при этом между нарушителем и пограничниками сохраняется расстояние, не превышающее X-шагов, то и нарушитель, и пограничники проходят тест на «заметили – не заметили», так как пограничники «скрытно преследуют» нарушителя. Если наряд теряет нарушителя из виду, то игрок-пограничник может принять решение без кубиков: остановиться и «тщательно осмотреться», продолжать «скрытное преследование» или продолжать обычное несение службы.

Напомню, если после перестрелки нарушитель не успевает добежать до «Зоны выхода», и прибытие тревожной группы застаёт диверсанта на территории СССР, то пограничникам записывается успешное задержание, а диверсантам – поражение. Если во время прибытия тревожной группы диверсант был на сопредельной территории, то пограничникам ничего не записывается, а диверсанты получают проигрыш.

Конец части I

Ярослав Зацаринный

г. Ростов-на-Дону, 2010-19 гг.

Обсуждение: 2 комментария
  1. Пограничная застава — основное подразделение пограничных войск, входящее в состав пограничного отряда или пограничной комендатуры, выполняющее задачи по непосредственной и непрерывной охране определенного участка государственной границы (ГГ) . Сокращённое наименование в рабочих документах — погз, ранее — пз, например, 16-я пограничная застава 49-го Краснознамённого пограничного отряда — 16 погз 49 пого.

    Ответить
  2. Помимо этого, учебная пограничная застава — учебный объект в военно-учебных заведениях, учебных частях пограничных войск, являющий собой модель пограничной заставы. На такой заставе курсантские подразделения дислоцируются в течение определенного периода времени и курсанты проходят практические занятия, закрепляя теоретические знания по несению пограничной службы, организации служебно-боевой деятельности пограничной заставы, быта личного состава. Для обеспечения проведения занятий с курсантами и обслуживания учебно-материальной базы учебной заставы и учебного участка границы существует также подразделение учебного и материально-технического обеспечения —

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено