Открыть меню

Бронеавтомобили

Гражданская война в России отличалась высокой скоростью маневров, особенно при организации наступательных действий. Естественно, большую актуальность получили средства, отличающиеся большой подвижностью и огневой мощью.  В ходе развития конфликта они приобрели особую важность. Как показывает нам история, были они весьма нехитрыми: функции быстроходных танков взяла на себя кавалерия; малых танков сопровождения пехоты и конницы — пулеметные тачанки; мотомеханизированных колонн удара и преследования — пехота на крестьянских подводах. Из бронесредств исключительное значение приобрели бронепоезда, активно применяемые почти во всех операциях. Что касается автобронечастей, то их роль была менее заметной, тем не менее на их долю пришелся ряд прекрасных боевых операций совместно с конницей и большая серия самостоятельных боевых успехов в разведке, в рейде, в преследовании и т.п. 

Взаимодействие бронеавтомобилей с кавалерией ограничивалось при действиях в полосе шоссейных и грунтовых дорог и на относительно ровном ландшафте с твердой грунтовой поверхностью. Бронеавтомобили Применялись как ударно-огневое средство усиления разведывательных подразделений, боевого охранения на походе, для связи через район, находящийся в сфере контроля противника, огневых налетов и самостоятельного патрулирования. Но, что характерно для периода Гражданской войны, они чаще применялись, и весьма часто, для усиления удара кавалерии. В данном случае особо ценным качеством бронетехники была готовность к немедленному открытию огня в любом направлении, в то время как тачанкам для поддержки наступающей конной массы требовался разворот всей запряжки на 180 градусов, что исключало их одновременное движение нв боевых порядках кавалерии и заставляло конницу сразу уходить из секторов обстрела собственных пулеметов. Это породило тактический маневр особо эффектно выглядящий во встречном бою. Построенные в линию тачанки скрытно следовали за конной лавой, которая сходилась лоб в лоб с неприятельской кавалерией. На дистанции действенного пулеметного огня лава стремительно разделялась на два рукава, охватывающие противника с флангов, в свою очередь тачанки выполняли разворот «все вдруг», обрушивая на него шквал огня. Если противники проделывали это одновременно, успех был на стороне более ловкого. Бронеавтомобили же позволяли гибко использовать мощь пулеметов, находясь непосредственно в боевых порядках конницы, значительно усиливая ее подвижность, силу огня и ударные свойства. 

Необходимо вдумчиво определить и  достоинства и недостатки бронеавтомобилей, повлиявших на их взаимодействие с конницей. Первое: постоянная готовность бронеавтомобиля к немедленному действию и открытию огня. С этим были сложности – техника чаще всего была не новой, изношенной, испытывался резких дефицит запчастей и топлива. Чаще всего автомобиль вне боя передвигался конной тягой на пять-шесть голов.

Подвижность позволяла оперативно выдвигать технику на нужный участок боя, перебрасывать с одной позиции на другую, однако полная зависимость от дорог создавала разрыв между тактическими мероприятиями конницы и пехоты, с одной стороны, и возможностями бронеавтомобилей с другой. Радиус действия определялся в среднем 70 л горючего для пулеметных и 80 л для пушечных бронеавто. Таким образом, одна заправка обеспечивала порядка 4 часов бесперебойной работы и отрыв от базы снабжения на 45-60 км. Взвод бронеавто имел запас топлива, включая находящийся в боевых машинах, на 350-375 км ходу и позволявший отрываться от базы на 100-120 км. Если переход в 50-75 км выматывал кавалерию до потери управления, то для бронеавто дневной пробег 150-200 км не представлял сложности. Это качество оказывалось весьма кстати в ходе преследования противника и особое значение приобрело в ходе борьбы с организованным бандитизмом, когда противник имел возможность заменять усталых коней, как это делал Махно или формирования Антонова, опираясь на местное крестьянство, покрывая 120-140 км в сутки. Тогда за счет бронеавтомобилей красные не только нагоняли, но и перехватывали конные отряды Антонова, сохраняя силы конницы для решительных ударов по обессиленному переходом противнику. Жесткие ограничения броневиков по общей массе (5 т) объясняются не только заботой о проходимости на грунтовых дорогах, но не в меньшей степени низкой несущей способностью проселочных мостов — предмета особой заботы БА. Поэтому даже при действиях днем требовалась предварительная разведка дорог, а бронеавтомобили обеспечивались конной разведкой.

Броневики развивали мощный огонь на близких дистанциях, но прицельная стрельба с ходу из-за тряски и качки даже при движении по хорошей дороге практически исключалась, действенность огня очень низкая, воздействие носило скорее психологический характер кроме того продолжительность непрерывного боя в обычных условиях ограничивалась 20-30 мин боевой стрельбы. Возимый боекомплект составлял 12-20 пулеметных лент (до 60 снарядов на пушечных БА). Поэтому кроме возимого имелся полуторный боезапас в боевом резерве взвода. 

Купить солдатиков от студии «Воины и Битвы»

Относительная неуязвимость БА обеспечивалась противопульным бронированием и высокой скоростью, позволявшей быстро покидать или проскакивать участок обстреливаемый артогнем. Будучи хорошо различимой целью автобронечасти оказывались чувствительны к артиллерийскому огню.  В противостоянии артиллерии бронеавто выходили победителями только случайно или в результате внезапного налета. Общая масса брони ограничивалась 1-2 т, более мощное бронирование исключалось из-за опасения перегрузки шасси. Благодаря глухой бронировке был маловероятен захват бронеавтомобиля  путем непосредственного нападения на него пехоты, но ночью они становились легкой добычей даже небольшого подразделения.

Малочисленность экипажей, отсутствие десантных подразделений не позволяло автоброневым частям воевать самостоятельно. Связь и управление в бою составляли особую проблему, так как поддержание связи между разрозненно действующими отдельными машинами крайне затруднительно, а возможности наблюдения за полем боя — ограничены. 

Условия работы экипажей были тяжелыми. При наличии войлочного подбоя температура внутри боевого отделения достигала 50-60 гр. Грохот пулеметов и мотора резонировал в замкнутом объеме кузова, совершенно оглушая команду. Во избежание преждевременной усталости экипажи без нужды люки не закрывали. В случае внезапного появления бронеавто оказывали негативное моральное воздействие на противника, а у своих войск вызывали подъем духа.

В различные периоды Гражданской войны Красная Армия располагала от 150 до 216 бронеатомобилей. С января 1918 г они включались в состав бронесил и организационно сводились в автоброневые отряды (АБО, основная тактическая единица).  В целом за годы Гражданской войны  сформировали и переформировали 83 АБО. Имелись линейные АБО, входившие в состав стрелковых и кавалерийских дивизий, и отдельные, придаваемые фронтам, армиям и войскам. 

По штату АБО насчитывал 80-100 человек личного состава и включал в себя: 

  • боевую часть — два боевых взвода по два бронеавто в каждом (из четырех автомобилей один пушечный). Действия в паре обуславливались вероятностью отказов, необходимостью буксировки и тому подобными соображениями, кроме того АБО такой организации не терял боеспособности при потери 50% матчасти;
  • командование, штаб, команду связи, команду управления в боевой обстановке составляющие боевой резерв; 
  • технический взвод с 8 грузовыми автомобилями. 

Среди наиболее распространенных следует назвать бронеавтомобили на легковом шасси «Фиат» с подведенным задним мостом от американского 1,5-тонного грузовика. Колеса деревянные артиллерийского типа с массивными спицами, задние — сдвоенные, шины гусматические, при хорошей выработке обеспечивали до 3 тыс. и более км пробега. Подвеска зависимая, рессорная. Рулевых постов два — передний и задний. 

Купить солдатиков от студии «Воины и Битвы»

Двигатель мощностью 60 л.с. Запуск электростартером или рукояткой снаружи от руки. 

Сухая масса 5,3 т. Проходимость, соответственно, ограничена шоссе, проселочными дорогами с твердым грунтом, достаточно прочными и исправными мостами. Уклон 15-18 градусов, канавы, ручьи с мягким грунтом дна и броде глубже 0,5-0,6 м, проволочные заграждения, засеки, колья и т.п. являлись непреодолимыми препятствиями. Большие габариты препятствовали движению на узких лесных дорогах и в густом кустарнике.   На хорошем шоссе давал до 60 км/ч, среднюю на хорошем проселке 30-40 км/ч (15-18 км/ч на реверсе). Запас горючего 80-100 л, при расходе порядка 0,8 л на км дальность хода составляла от 100 до 140 км. 

Броневая защита изготовления Ижорского завода. Конфигурация бронировки радиатора, двигателя, лба будки водителя выполнена с некоторым расчетом на рикошет. Вертикальная броня — 7 мм (крыша. 5 мм) пробивалась обычной винтовочной пулей с дистанции 75 шагов, бронебойной с 350 шагов. Во избежание поражения экипажа мелкими осколками, откалывающимися от внутренней поверхности брони при обстреле, использован войлочный подбой. Общая масса бронирования до 1,2 т. Радиатор защищен двухстворчатой дверцей, открываемой особыми тягами без выхода из машины. Входных дверей две, смотровых люков: лобовой в виде общей панели (или два раздельных); по одному в каждой входной двери; кормовой. Смотровые щели регулируемого просвета, на некоторых машинах установлены многослойные стеклоблоки. Порты бокового обзора круглого очертания. Все двери, люки, щели закрывались изнутри и снаружи могли быть открыты только с помощью специальных ключей. 

Экипаж 5 человек: командир, два шофера, два начальника пулеметов. 

Вооружение: два башенных пулемета системы Максима в амбразурных установках. Башни цилиндрической формы, сектор обстрела 290 гр., мертвое пространство 30 шагов. Башни смонтированы на кронштейнах и роликах. Расположение относительно от машины диагональное, таким образом углы обстрела увеличивались, а габарит по ширине корпуса уменьшался в сравнении с поперечным расположением башен. Пулеметчики размещались в специальных подвесных брезентовых поясах или на сиденьях с основаниями, заделанными в пол машины. С целью уменьшения нагрева воды в кожухе пулемета в башне помещался добавочный бак с водой, соединенный с кожухом посредством шланга. Для пулеметной коробки привешивалась специальная железная корзина. Боекомплект 24 ленты (по 12 на ствол). Из них 4 с бронебойными пулями. Эффективной огонь был возможен только с коротких остановок, с ходу – только по скоплениями живой силы на близкой дистанции. 

Имелось незначительное количество подрывного имущества на случай вынужденного уничтожения машины. 

Русский БА «Фиат» зарекомендовал себя весьма надежной машиной. Помимо СССР состоял на вооружении Финляндии. Литвы, Польши, Румынии. В 20-е годы широко использован на маневрах РККА, неизменный участник военных парадов на Красной площади. В конце десятилетия передается в учебные организации Осоавиахима. Один «Фиат» сохранился по сей день и находится в экспозиции Центрального музея вооруженных сил России. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Воины и битвы · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено