Открыть меню

Нюрнбергская миниатюра

18 век – время великих событий и войн, тяжелых потрясений и грандиозных открытий. И удивительно, но именно этот период истории человечества становится отправной точкой в возникновении столь знакомого нам сегодня хобби – коллекционирования солдатиков.

С самого начала 18 века во всех странах Европы создаются регулярные армии новейшего образца, что находит свое отражение и в индустрии производства игрушек. И тогда, и в наше время игрушечные воины, замерзшие в боевом порыве, взывают необъяснимый трепет у всех мужчин – от совсем еще мальчика до уже взрослого мужа.

Изначально в производство миниатюр преобладало направление, рассчитанное исключительно на состоятельного заказчика. Фигурки в основном изготавливались из драгоценных металлов, обязательным условием было наличие высокохудожественная детализация. Создавались полные портретные копии королей, знаменитых полководцев, выдающихся исторических личностей, приобретал популярность жанр диорамы – создания многофигурной жанровой или батальной сцены. Изготовление миниатюр изначально позиционировалось как искусство, никак иначе, а сама миниатюра была штучным, эксклюзивным товаром.

С популяризацией данного направления в обществе, с 30-х годов восемнадцатого века намечается тенденция создания массового производства из более дешевых материалов, появляются первые полуобъемные оловянные солдатики, доступные простому обывателю. Существует гипотеза, что именно в это время в поле зрения великого князя Петра Фёдоровича попадает галантерейная лавка торговца Дозера (под галантереями в то время подразумевались игрушки всякого рода), в которой он и приобретает подобного рода солдатиков в свою коллекцию. Великому князю приглянулась разборная диорама, изображающая быт караульного помещения.

Искусство создания военной миниатюры начинает переживать настоящий бум. Солдатиков делают из дерева, папье-маше, выдувают из стекла, льют из золота, серебра, олова, меди. Знать начинает отрабатывать на миниатюрных армиях свое тактическое и стратегическое искусство, простой люд – восстановить в игровой форме исторические события. Именно с тех пор увлечение военной настольной игрой охватывает весь мир, прочно завладевая умами людей.

Начало массового производства доступных оловянных солдатиков связано с именем нюрнбергского мастера Иохима Готфрида Хилперта. Он родился в 1732 году в городе Кобурге, став наследником династии литейщиков. В 1760 году Хилперт становится самостоятельным мастером и вместе со своим братом Иоханном Георгом (1742-1795 гг.), а позднее – со своим сыном Иоханном Вольфгангом он создает портретные медальоны европейских властителей, мыслителей, знаменитых личностей и деятелей искусств. Медальоны отливались из олова, гравировались в формах из шифера, припаивались к оловянным подставкам и раскрашивались эмалью. Произведения Хилпертов отличались тонкостью исполнения, художественной выразительностью. Вместе с известным естествоиспытателем и авантюристом Александром Гумбольтом Иохим Готфрид создает серию фигурок экзотических животных. Его мастерская производит серии фигурок, изображающих народные сказки и сюжеты, всадников, сцены охоты и праздников, отличавшихся потрясающей детализацией и рельефом с обеих сторон фигурки.

Купить солдатиков от студии «Воины и Битвы»

Широкую известность Хилпертам приносят именно солдатики. На волне популярности в Европе прусского короля Фридриха II и его военного триумфа, мастерская начинает выпускать фигурки солдат прусской армии. Они были плоскими, всего около 1 мм толщиной, высотой 2-3 дюйма, но, как и все прочее, отличались выразительностью и детализацией.

Иохим Готфрид Хилперт становится отцом оловянного солдатика, самой популярной и при этом доступной игрушкой, которую могут позволить себе практически все слои общества. В 1778 году Хилперт производит конную фигурку самого Фридриха Великого, которая приносит ему дополнительную славу, и сама становится знаменитой.

Естественно, настолько популярное явление не могло быть проигнорировано другими мастерами Нюрнберга. Производство солдатиков становится поистине массовым, практически во всех крупных городах Германии появляются мастерские, сосредотачивающие свои усилия именно на выпуске миниатюр. Этому, кроме всего прочего, способствует революция в производстве столовой посуды. Оловянную посуду вытесняет более гигиеничная и дешевая фаянсовая, и крупные литейные мастерские просто вынуждены искать новые рынки сбыта продукции. Это привело к тому, что только в одном городе Фюрте в 1790 году существовало восемь модельных и литейных цехов, выпускавших исключительно солдатиков.

К началу 19 века мастерские существовали уже и в Берлине, Люнебурге и Вюртенберге. Производство солдатиков разворачивают Италия, Швейцария, Португалия. Но подлинного расцвета искусство плоской миниатюры достигает именно в германских княжествах. На это влияют развитые технологии гравировки, чеканки, и литья, а также дешевизна сырья, добываемого на этих территориях в избыточном количестве.

Купить солдатиков от студии «Воины и Битвы»

Солдатиков отливают не из чистого олова, а из сплавов олова со свинцом, в весовом соотношении 1/3, 2/3. Состав оловянных сплавов хранился в секрете во многих мастерских, часто для достижения большей текучести олово смешивали с сурьмой и висмутом.

Процесс создания плоского солдатика выглядело так:

1)    Вырисовка эскиза с двух сторон на бумаге художником;

2)    Переноска эскиза на сланцевые пластины;

3)    Вырезание двусторонней формы с литниками и выпорами гравером;

4)    Заливка в готовую форму расплавленного металла;

5)    Зачистка отливки;

6)    Дополнительная догравировка мелких деталей;

7)    Раскраска.

Большой популярности нюрнбергская миниатюра достигла в том числе благодаря повальному увлечению настольной войне Российскими императорами. Императоры Петр Первый и Второй, Павел Первый, Николай первый и Александр Второй сделали увлечение солдатиками своим непосредственным хобби и всячески популяризовали его при дворе.

Купить солдатиков от студии «Воины и Битвы»

В начале 19 века опять же в Германии начинается новый расцвет выпуска оловянной миниатюры. У этого искусства появляются высокие покровители. Например, по заказу прусского короля берлинская мастерская Густава Зельке выпускает эксклюзивную серию солдатиков, изображающих все рода войск прусской армии. Множество мастерских по всей германии продолжают выпуск миниатюр, но центром производства все равно остается Нюрнберг. Именно в Нюрнберге некто Эрнст Хейнрихсен в 1839 году открывает свою семейную мастерскую. В 1848 году он первым начинает стандартизовать свою продукцию: высота 32 мм для пешей фигурки без головного убора, 45 мм – для конной. По сей день данные размеры являются наиболее распространёнными и носят нарицательное имя: «нюрнбергский размер». Начинается «золотой» век полоской миниатюры. В 1854 году император Николай I заказывает у Вильгельма Хейнрихсена, сына знаменитого основателя фирмы, изготовление большой партии солдат российской императорской гвардии высотой 60 мм. Коллекция включает в себя гвардейских кирасир, гусар, конных гренадёров, драгунов, казаков, артиллерии и пехоты. Для каждого «полка» делалось 6 видов фигур: конный командир, офицер, штандарт, трубач, унтер-офицер, рядовой. Для кирасиров добавлялись еще литаврщик и рядовой первой шеренги (с пикой, а не палашом). Пехота состояла из командира, офицера, музыканта и рядового. Весь заказ обошелся императорской казне в 15 000 золотых гульденов. Но сам император Николай I не успел увидеть свою коллекцию в сборе – фирме потребовалось для изготовления полного набора более 3-х лет и в Российскую Империю они прибыли уже при Александре II. Дальнейшая судьба легендарного заказа неизвестна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Воины и битвы · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено